Тут Вибель взял со стола тетрадку, так же тщательно и красиво переписанную, как и ритуал, и начал ее читать: — «Из числа учреждений и союзов, с коими масоны приводятся в связь, суть следующие: а) мистерии египтян, b) древние греческие элевзинские таинства, с) пифагорейский союз, d) иудейские секты терапевтов и ессеев, е) строительные корпорации римлян; но не думаю, чтобы это было справедливо; разгром, произведенный великим переселением народов, был столь силен и так долго тянулся, что невозможно даже вообразить, чтобы в продолжение этого страшного времени могла произойти передача каких-либо
тайных учений и обрядов.
Неточные совпадения
Начались подвохи и подсылы с целью выведать
тайну, но Байбаков оставался нем как рыба и на все увещания ограничивался тем, что трясся всем телом. Пробовали споить его, но он, не отказываясь от водки, только потел, а секрета не выдавал. Находившиеся у него в
ученье мальчики могли сообщить одно: что действительно приходил однажды ночью полицейский солдат, взял хозяина, который через час возвратился с узелком, заперся в мастерской и с тех пор затосковал.
Все богословско-метафизические
учения, которые противополагаются моему «дуализму», в сущности, суть формы рационализма, уничтожающего
тайну, и неверно описывают духовный опыт, не хотят знать трагизма, противоречия, иррациональности.
Все богословские
учения мне представлялись недопустимой рационализацией
тайны.
Для гностицизма религия есть знание,
тайное и явное, есть посвящение в
учение.
— Это несомненно, что великий маг и волшебник Калиостро масон был, — продолжал между тем настоящую беседу Ченцов, — нам это сказывал наш полковой командир, бывший прежде тоже ярым масоном; и он говорил, что Калиостро принадлежал к секте иллюминатов [Иллюминаты — последователи религиозно-мистического
учения Адама Вейсгаупта (1748—1830), основавшего
тайное общество в 1776 г.]. Есть такая секта?
Долго она старалась проникнуть в
тайну этого изобилия, но не добилась никакого другого результата, кроме того, который заранее был формулирован самим помпадуром, а именно, что снегирь есть птица скромная и к
учению склонная.
Изучил царь
учения магов халдейских и ниневийских, науку астрологов из Абидоса, Саиса и Мемфиса,
тайны волхвов, мистагогов, и эпоптов ассирийских, и прорицателей из Бактры и Персеполя и убедился, что знания их были знаниями человеческими.
Не менее двойственно звучит и каббалистическое
учение об Эн-Соф, в котором зараз слышатся отзвуки и исконного иудейского вероучения, и неоплатонизма, почему и значение его колеблется поэтому между священной
тайной непроизносимого Имени *Т и плотиновским Εν.
Учение о премирности или трансцендентности Божества, о Божественной
Тайне, приоткрываемой Откровением, и составляет подлинный смысл отрицательного богословия у большинства христианских его представителей, хотя это далеко не всегда выражается у них с достаточной четкостью, последовательностью и ясностью.
Известно, что народный, экзотерический [Эксотерическое (экзотерическое)
учение — явное, открытое для всех (в отличие от эзотерического —
тайного, для посвященных).] буддизм, которому, собственно, и обязана эта религия обширностью своего распространения, отнюдь не ограничивается одной «нетовщиной», но содержит в себе элементы конкретного политеизма, даже фетишизма.
Четырежды в году говеют, исповедаются, приобщаются, и тогда иные колеблющиеся открывают мне как отцу духовному противные Христову
учению тайны.
Промысел Божий в мире, который во всяком случае допустим лишь как неизъяснимая
тайна, рационализируется теологическими
учениями, и это всегда оскорбительно и для достоинства Бога, и для достоинства человека.
Но
учение о вечных адских муках как о торжестве божественной справедливости, занявшее почетное место в отделах догматического богословия, есть рационализация
тайны, есть отрицание эсхатологической
тайны.
Учение о предопределении, конечно, есть одна из форм рационализации
тайны конечных судеб и самая возмущающая форма рационализации.
Ни
учение фарисеев, объясняющее
тайны небесной жизни, ни
учение книжников, исследующее происхождение миров и человека, и делающее заключение о будущей судьбе их, не дает такого руководства поступков.
Учение о переселении душ пытается рационализировать
тайну человеческой судьбы, и оно может казаться более удовлетворяющим и успокаивающим, чем другие
учения.
Мистическое
учение Бёме о человеке как андрогине делает понятным, почему Иисус Христос, абсолютный и совершенный человек, не знал женщины и, по-видимости, не осуществил в своей жизни
тайны брака.
Но официальное
учение о творчестве мира в православии и католичестве — ветхозаветно, в нем не раскрыта до конца
тайна Христа о том, что в Христе продолжается творение человеком.
Только в мистической и оккультной философии, которой философы официальные и общеобязательные все еще не хотят знать, раскрывалось истинное
учение о человеке как микрокосме, посвящался человек в
тайну о самом себе.
Под покровом
тайны, благодетельной для успехов всякого религиозного разномыслия, развились в прошлом и в нынешнем столетиях нелепые и изуверные
учения хлыстов, скопцов, шелапутов, фарисеев, что едва ли случилось бы, если бы первые их последователи вели свое дело открыто и гласно.
И это метафизическое
учение с сопутствующими ему обрядами, всё более и более отклоняясь от основного смысла своего, доходит до того, до чего оно дошло теперь: до
учения, которое объясняет самые недоступные разуму человеческому
тайны жизни небесной, дает сложнейшие обряды богослужебные, но не дает никакого религиозного
учения о жизни земной.
Не все могут быть посвящены в глубочайшие
тайны догматики, гомилетики, патристики, литургики, герменевтики, апологетики и др., но все могут и должны понять то, что Христос говорил всем миллионам простых, немудрых, живших и живущих людей. Так вот то самое, что Христос сказал всем этим простым людям, не имевшим еще возможности обращаться за разъяснениями его
учения к Павлу, Клименту, Златоусту и другим, это самое я не понимал прежде, а теперь понял; и это самое хочу сказать всем.